Ночи Ромадана
ЧЕТЫРЕ ПОРТРЕТА
Третья комната, которая
по нашим понятиям напоминала гостиную, была обставлена диванами, покрытыми
ярким шелком. В глубине комнаты, на одном из диванов, восседали четыре
прелестные особы, которые то ли по воле случая, то ли вполне намеренно являли
собой четыре разных восточных типа.
В центре сидела черкешенка, что можно было сразу
определить по большим черным глазам, оттеняющим белизну матовой кожи, по
тонкому, точеному, словно вылепленному носу с горбинкой, по длинной шее,
стройной осанке, маленьким рукам и ногам — отличительным чертам ее нации.
Из-под тюрбана из тонкой кисеи, усыпанного золотыми мушками, выбивались черные
как смоль волосы, обрамляя нарумяненные щеки. Накидка, украшенная вышивкой и
отделанная всевозможными фестонами из шелка, казалось, окаймлена гирляндами
цветов — таким яркими были ее краски; этот блестящий и изысканный наряд
дополняли серебряный пояс и широкие шальвары из розового шелка, расшитые
бисером. Разумеется, ее глаза, как принято на Востоке, были подведены сурьмой,
от этого они казались ярче и блестели; ногти и ладони были выкрашены хной в
оранжевый цвет, так же как ступни и ногти на ногах, не менее холеных, чем руки.
Она сидела, грациозно ноги по-турецки, и при малейшем ее движении позвякивали
браслеты на щиколотках.
Рядом с ней сидела армянка. Ее
костюм, лишенный варварской пышности, больше соответствовал современной
константинопольской моде; лицо со строгим, гордым профилем носило печать почти
животного равнодушия; на голове красовалась феска наподобие мужской, с
перекинутой вперед огромной синей шелковой кисточкой. На ней было платье из
зеленого бархата, отделанное белоснежным лебяжьим пухом, который изящно обвивал
ее шею; на шее поблескивали серебряные украшения. Талия была перетянута поясом
из филигранных пластин, и, сбросив на пол туфельки, она демонстрировала
последнюю моду — шелковые чулки с вышитыми треугольниками.
В отличие от подруг, у
которых косы с вплетенными в них ленточками и пластинками из металла свободно
ниспадали на плечи, сидящая рядом с армянкой еврейка прятала волосы, как
предписывает ей закон, под небольшой белой шапочкой, какие носили женщины в
четырнадцатом веке, к примеру Кристина Пизанская, Костюм ев-370
рейки был более строгим и состоял из двух надетых одна
на другую туник, верхняя доходила до колен: их краски были более приглушенными,
а вышивка — менее яркой, чем на платьях остальных женщин. Ее нежное лицо с
правильными чертами было того необычного еврейского типа, который встречается
только в Константинополе и не имеет ничего общего с известными нам типами; нос
ее не имел той. характерной формы, по которой у нас его обладательницу
безошибочно именуют Ревекка или Рахиль.
Четвертая, сидевшая на самом
краю дивана, была юная белокурая гречанка с профилем, как у античных статуй.
Татикос с фестонами и золотыми кисточками, кокетливо сдвинутый набок и
перевитый двумя огромными косами, образовывал на голове тюрбан и замечательно
оттенял ее умное лицо с лучистыми голубыми глазами, так отличавшимися от черных
глаз ее соперниц по красоте.
— Вот,— сказал мой спутник,—
великолепные образцы женского совершенства всех четырех наций, составляющих
византийское население.
|