Ночи Ромадана
КЛАДБИЩЕ
Различие головных уборов,
которые в основном носит простой люд, совсем не говорит о том, что в Турции,
как прежде, царит неравенство. В былые времена вероисповедание каждого можно
было определить не только по шапке, но и по обуви. Турки носили желтые сапоги
или туфли, армяне — красные, греки — синие, а евреи — черные. Роскошные богатые
одежды были привилегией мусульман. Даже дома и те несли на себе подобные
отличия: яркие — у турок, темные — у представителей остальных народов. Теперь
все изменилось. Каждый подданный империи имеет право облачаться в костюм времен
реформы и водрузить на голову красную феззи, частично скрытую шелком,
правда слишком плотным и к тому же лазурного цвета, чтобы принять его за
шевелюру.
Я сам в этом убедился,
когда увидел множество людей, одетых именно таким образом, которые верхом или
пешком направлялись к месту, где в Пере обычно гуляют европейцы. Лакированные
сапоги на щеголях всех рас стерли последние следы неравенства в области обуви.
Следует, однако, заметить, что фанатизм в этой области проявляется больше у
райи, чем у мусульман. Тем не менее старую одежду в зависимости от национальной
принадлежности все еще носят — либо но привычке, либо из бедности.
Кто посмеет
утверждать, что Константинополь — город, не терпящий иноверцев, увидев, какое
оживление царит во время прогулок в Пере? У выезда из предместья лихо несутся
экипажи всех видов, гарцуют лошади; разряженные женщины шествуют либо к морю,
либо к дороге на Бюй-юкдере, где находятся дачи купцов, торговцев и банкиров.
Если пойти прямо, выйдешь к тропинке, вьющейся меж кустарника, в тени
лиственниц и елей; через просветы в листве виднеется море и устье Босфора между
Скутари и стрелкой сераля, где кончается Стамбул. Башня Леандра, которую турки
называют Девичьей башней, возвышается между двумя городами в центре пролива,
который слева от вас превращается в реку. Башня — это узкое прямоугольное
сооружение, стоящее на скале; издали она напоминает вышку часового. Дальше, за
входом в Мраморное море, в туманной дымке виднеются Принцевы острова.
Нет нужды говорить, что
этот столь живописный, столь таинственный и тенистый лес — еще одно кладбище.
Что доделать, если все места отдыха в Константинополе находятся среди могил.
Вот солнечный луч, пробиваясь сквозь чащу деревьев, высвечивает ряды белых
призраков; белые мраморные колонны в человеческий рост, с шарами вместо голов,
на которых красуются тюрбаны; многие из них для большего сходства еще
раскрашены и раззолочены; форма тюрбана указывает на ранг или древность рода
усопшего. Не все тюрбаны отвечают последней моде, многие из них снесены; это
означает, что прежде они украшали могилы янычар, и, когда их войско было
уничтожено, народный гнев не ограничился живыми: на всех кладбищах были
обезглавлены памятники мертвым. На могилах женщин тоже водружены колонны, но
вместо голов в тюрбанах они увенчаны розетками с лепными позолоченными цветами.
У надгробных камней время от времени слышен громкий смех: это вдовы, матери и
сестры собрались всей семьей у могилы дорогого им существа.
В этой стране так сильна
религиозная вера, что слезы проливают только в момент прощания, потом думают
лишь о счастье, которым усопшие должны наслаждаться в раю Мухаммеда. Родные
приносят на кладбище обед, с веселым гомоном бегают дети. Перед каждой могилой
вырыты специальные ямы, куда кладут еду и для покойника. Бездомные собаки,
издали наблюдая за людьми в надежде на скорый ужин, тем временем довольствуются
остатками обеда, которые кидают им дети. Не думайте, что родственники верят,
что усопшему достанется еда, просто таков старинный обычай, восходящий еще к
глубокой древности. Некогда этими подношениями питались священные змеи, но в
Константинополе священными животными считаются собаки.
|